Заставляйте ребёнка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
Не удивляйтесь, если во время игры ребёнок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
Не подавляйте речевую инициативу ребёнка – если ребёнок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
Замечайте, какова речь ребёнка в непринуждённой домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приёме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребёнка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
Просите ребёнка пересказывать, рассказывать всё, что он видит (мультфильмы, кино).
Спрашивайте ребёнка, что было сегодня интересного, как он провёл день, что делали на прогулке. В ответ на ваш вопрос просите у ребёнка предложение, а не одно слово.
Занятия с ребёнком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например – идя по улице.
Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребёнка.
Отрицательные эмоции со стороны родителей такие, как нетерпение, неудовольствие, недопустимы. У ребёнка не может получаться сразу всё. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребёнка и сделать то, что у ребёнка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребёнок говорить его во фразовой речи. Если ребёнок допускает ошибку, необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь.