Нарушения речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем (звуков речи).

Общее недоразвитие речи


— это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-либо более сложного речевого расстройства.

О дефектах звукопроизношения как о самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единичным отклонением от нормы речи ребёнка.

Если же эти нарушения звукопроизношения проявляются на фоне недостаточного для ребёнка словарного запаса и аграмматично построенной, или вообще не сформированной фразовой речи, то эти нарушения звукопроизношения представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства – общего недоразвития речи. В этом случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией только одного звукопроизношения.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении
на первом месте являются нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи (временные),
на втором – нарушение анатомического строения артикуляционного (речевого) аппарата,
на третьем — нарушение нормального функционирования артикуляционного аппарата.

Немаловажную роль играет речь окружающих ребёнка людей и недостаточное внимание взрослых к речи ребёнка.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе: письменная речь формируется на основе устной, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, что приводит к трудностям усвоения письма и чтения.

В ряде случаев, при нарушении речи снижен уровень общения, что способствует возникновению замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности; порождает специфические особенности речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности.

Задержка в развитии речи ограничивает возможности ребенка общаться с окружающими и препятствует всестороннему влиянию последних при помощи речи, тем самым отрицательно сказывается на всем психическом развитии ребенка.